https://sites.google.com/site/estoniahistory/1/artiklid/eesti-juudid
Это - воспоминания евреев о старой, и не совсем старй Эстонии. Среди них - Эстония времен Российской империи. Время довоенной Эстонской Республики. Ужасы советской оккупации. Ссылка или эвакуация в Россию, или отъезд в Израиль. Предчувствие неотвратимой смерти под немецкой оккупацией. Жизнь в Эстонии времен СССР. Судьбы самые разные, но в каком-то контексте и очень похожие между собой.
Несомненно одно. Евреи - наиболее беспристрастные мемуаристы событий 20 века в Эстонии. Они - в стороне от конфликта. Они - не эстонцы, не немцы и не русские. Их задача - приспособиться и выжить в этой не совсем их стране. Посреди борьбы сил, к которым они имеют лишь косвенное отношение. Евреев интересуют их собственные национальные и религиозные проблемы. А на фоне этого, часто на втором плане, открываются читателю картинки жизни Эстонии. Вот почему их сторонние воспоминания особенно ценны для понимания тех событий, что происходили у нас в 20 веке. Не говоря уже о том, что читаются эти воспоминания на одном дыхании, как рассказы старых друзей.
Все тексты, приведенные ниже, взяты с сайта eja.pri.ee, где находится их полная подборка, и куда я очень советую заглянуть. Я же отобрал сюда те из них, в которых об Эстонии написано наиболее подробно. То есть, где описания жизни в Эстонии больше, чем описания частных проблем еврейской общины. И располагаю их ниже в более или менее - насколько это возможно - хронологическом порядке: от конца 19 века до наших дней.
Прочитай обязательно, не пожалеешь. Тебе откроется особенный, неповторимый мир.
Эту тему я особо выделяю по нескольким причинам. Во-первых, потому, что родившись и прожив половину жизни в Ленинграде / Петербурге, я много времени проводил в компании питерских евреев, и евреи мне, как народ, очень симпатичны и близки. И потому их трагическая история мне совсем не безразлична. Но главное - в том, что в сравнении с другими европейскими странами, вины за Холокост лежит на нашем народе значительно меньше.
Да, у нас был страшный концлагерь в Клоога. Да, в Таллинне проводились массовые расстрелы во времена немецкой оккупации. И тем не менее, эстонцы принимали минимальное участие в зверствах против евреев.
На нашей стране лежит скорее вина пассивности. У нас отнеслись к судьбе евреев с безразличием. У нас мало было тех героических случаев, как в других европейских странах, где евреев годами прятали от гестаповцев в своих домах, в подвалах, в лесах. В результате, германские оккупанты очень быстро и беспрепятственно согнали их в лагеря смерти и уничтожили. Именно этот факт дал появиться на свет расхожей фразе о том, что "Эстония первой рапортовала фашистской Германии об очистке своей территории от евреев, "Jude frei""
Нет, не рапортовала. Нет такого рапорта. Но и осталась к евреям безучастной.
Только что пережив советскую оккупацию 1940 года. Депортацию, проведенную НКВД с 22 мая по 20 июня 1941 года года, унесшую из страны (по данным общества Мемориал) от 200 до 300 тысяч человек. Пережив короткую гражданскую войну, последовавшую за уходом советской армии и оставившей после себя истребительные батальоны. (об этом читай у Имби Паю). После уже пережитых ужасов советского вторжения в свою жизнь, эстонцы встретили немцев как освободителей. Будучи заняты собственными далеко не радостными проблемами на стыке двух оккупационных режимов, большинство оказалось глухо к трагедии евреев.
Из всей большой подборки статей с сайта Эстонского Еврейского Архива, я предлагаю прочесть в первую очередь статью Николаса Лейна "Эстония и ее евреи : этическая дилемма". Эта статья освещает сразу несколько проблем, остро стоящих не только исторически, но и в современном эстонском обществе. Тем же, кому мало расхожей фразы о Jude Frei, кто хочет понять больше - загляни в раздел холокоста и антисемитизма все на этом же сайте. Там - большая и честная подборка воспоминаний на эту тему, противоречивых, как и положено им быть. А ниже - просто воспоминания об Эстонии.
Исидор Бренсон. О студенческих годах в Дерпте. | "Мы, студенты, преподавали в школе бесплатно, директор тоже назначался из студентов. Я был директором в течение нескольких семестров...
Семена, которые мы тогда посеяли и удобрили нашими стараниями, дали хороший урожай. Впоследствии расширенная и лучше финансировавшаяся школа просуществовала до Мировой войны (1914 г.). "
|
В. Вересаев. Студенческие годы в Дерпте. |
"Кто не умеет повиноваться, никогда не будет уметь повелевать". После годового искуса фукс становился корпорантом, Он пользовался всеми правами корпоранта, за исключением одного, самого почетного: права носить цветную корпорантскую шапочку и такую же ленточку через плечо на жилетке. Каждая корпорация имела свои цвета: Ливония - светло-зеленый, алый, белый, Ригензис - темно-синий, алый, белый, Эстония - светло-зеленый, темно-синий, белый и т. д. Получить "Farben", стать "Farbentiager'oм" было нелегко, нужно было пройти очень строгую баллотировку, и немало существовало корпорантов, которые годами добивались этой чести. Были такие, что и кончали университет, не дождавшись "красок".
|
Сима Горин (Слозин). Таллинн 1916 - 1936 г.г. и отъезд в Израиль. |
"Моя семья была достаточно ассимилированной, хотя мама и папа четко ощущали свое еврейство, и жертвовали на все еврейские учреждения, в особенности те, что были сионистского направления. Я помню голубую коробочку «КKL» (Керен Каймет ЛеИзраэль), которая стояла всегда на папином письменном столе. Изредка приходили из KKL и опорожняли ее. Позже мне объяснили, что это предназначено для покупки земель в Палестине для евреев. Я была еще маленькая, и особенно ничего и не поняла.
"
|
Пауль Аристе. Отрывок из книги воспоминаний. |
"
В первые недели немецкой оккупации ко мне пришла старая еврейская женщина с улицы Туру. Гетто тогда еще не было. На груди и спине у нее был магендовид. Она пришла потому, что сумела спасти из разгромленной синагоги торы и мегилы и спрятала их в дровяном сарае. Убежденная в том, что ее, как и других евреев, оставшихся в Тарту, скоро уничтожат, она просила, чтобы я помог сохранить святые рукописи, забрал их к себе, а потом, когда вновь возродится синагога, вернул их евреям....
Иногда меня спрашивали, не еврей ли я, так как я говорю по-еврейски и знаю обычаи – minhogim, и я в шутку отвечал “я – гер"."
|
Ало Лыхмус. Дети господина Блюмберга. | "Когда приехали в Эстонию, знакомые усыновили Андреса, хотя мать осталась жить в Сибири. Это привело к необходимости изменить имя мальчика и спасло его от повторной ссылки, принявшей массовый характер... У многих детей судьба сложилась хуже, например, Калле Арумяэ арестовали для повторной ссылки да еще дополнительно обвинили в самовольном побеге. Только показания Рахмиеля Блумберга сняли это обвинение, однако повторной ссылки она не избежала. Преступная власть таким образом свела на-нет большую часть усилий Блумберга, но не посмела не признать его героизм и жертвенность при спасении чужих детей." |
Бенор Гурфель. Те времена и эти люди. | С началом еврейской эммиграции, Эстония была единственной из советских республик, относящейся не только терпимо к выезжающим евреям, но и устраивающей им порой даже общественные проводы. Это отношение, столь резко отличающееся от официальной советской политики общественого суда и поношения, привлекало в Эстонию и в другие прибалтийские республики, евреев из России и Украины, где выезд был значительно более затруднён и где «подаванты» немедленно лишались работы.
|
Генрих Курицкес. Интервью. |
Мы с друзьями ходили смотреть на эту демонстрацию. Рабочие вышли на улицы под лозунгами: «Хотим хлеба и работы!». Их направляли умелые руки. Рабочие пошли к правительственному зданию, требовали отставки правительства во главе с президентом Эстонии Константином Пятсом. С обеих сторон колонны демонстрантов прикрывали советские броневики и танки. А потом они пошли к Кадриоргу, неся с собой антиправительственные плакаты и скандируя лозунги. После этого Пятс объявил, что правительство уходит в отставку. Было назначено новое правительство, и вскоре была распущена Государственная Дума, и прошли выборы в Верховный Совет. Распустили эстонскую армию, ее командование было отстранено от должностей. Были запрещены все политические партии, кроме коммунистической, которая вышла из подполья. А потом новое правительство провозгласило создание Эстонской Советской Социалистической республики, и обратилось к правительству СССР с просьбой принять Эстонию в состав СССР. 6 августа 1940 года Эстония была включена в число республик СССР. Большинство местных жителей отнеслись к этому весьма негативно, но открытых протестов не было, боялись.
|
Давид Абрамсон. Из книги "Истории об эстонском народе". | Сейчас много полемизируют, кто был во время войны на правильной, а кто – на неправильной стороне. Правильно, якобы поступили те, кто воевал в эстонском легионе, их считают героями. Те же, кто воевал в Эстонском корпусе – выбрали как-бы неправильный путь. Это – вздор. Ни один эстонец, воевавший против немцев, не мог и представить тогда, что он защищал Советскую власть в Эстонии. Все мечтали о независимой Эстонии. Одни хотели освободить свою родину от немцев, другие – от русских. Ведь немецкая разрушительная сила была велика. И я не мог тогда представить, что русские останутся в Эстонии и оккупируют ее еще 50 лет. |
Инна Генс - Катанян. Дома и миражи. | Когда во второй половине тридцатых годов Гитлер начал среди зарубеж ных немцев свою, как мы сейчас сказали бы, подрывную работу, Пэппу, ли шенная личной жизни, стала посещать какие-то профашистские собрания. Она говорила, что Гитлер не прав в отношении к евреям (да как иначе мог ла она говорить, прожив в мире и согласии всю свою жизнь в еврейской семье?), но что немецкому народу необходимо жизненное пространство, которого он лишился в результате Версальского договора. |
Лия Каплан. Интервью. |
Мы сразу почувствовали, что к власти пришел новый режим. Кто-то позвонил в нашу дверь, и зашел советский полковник, занесший в дом кровать. Он сказал, что местные власти разрешили ему занять комнату в нашем доме. Мои родители предоставили ему самую большую комнату, и он переехал. Через какое-то время пришел другой военный и велел нам освободить нашу квартиру в течение двух дней. Наш дом был национализирован; он был нужен советскому режиму, который решил устроить в доме госпиталь. Мы, бывшие буржуи, должны были убираться. Папа нашел маленький дом в красивом пригороде Таллинна, Нымме, и мы переехали туда.
|
Марьяша Вассерман. Интервью. | Конечно, за отведенное нам время мы не успели собрать все нужные вещи. Все были охвачены паникой, ужасом. То, что произошло, было совершенно неожиданно для нас. Нам очень повезло в том, что тетя Брайне приехала на какой-то полустанок, где остановился наш эшелон, и привезла много вещей, которые впоследствии очень пригодились нам. В ссылке денег мы не получали, и вещи, которые мы могли продать или обменять на продукты, были для нас единственным источником средств к существованию. |
Леонид Столович. Эмиграция в Эстонию. | Сталин умер 5 марта 1953 года. 4-го апреля освободили «врачей-убийц». Казалось бы, теперь можно было бы лицу еврейской национальности получить постоянное место работы. Еще питаю надежду вернуться в Ленинград. Посылаю документы на конкурс в несколько вузов и проваливаюсь. В Тарту обстановка своеобразная. Среди эстонцев нет бытового антисемитизма, хотя во время немецкой оккупации Эстония первая рапортовала Гитлеру о том, что ее территория «judenfrei», т. е. «свободна от евреев». Ректор Тартуского университета, бывший ленинградец, Федор Дмитриевич Клемент был чужд антисемитизма. Ведь это он единственный пригласил меня читать курс эстетики. Его, прежде всего, интересовала профессиональная подготовка допускаемых к лекциям преподавателей, и он заручался неофициальными их рекомендациями.
|
Федор Бакшт. От Тарту до Нарыма. | Но помог молодой милиционер. Впоследствии мама много раз с благодарностью вспоминала того сердобольного эстонца, давшего очень хороший и очень уместный совет. Он вдруг отвел маму в сторону и тихо сказал по-эстонски:
-- Вы что, не понимаете, куда едете? Вас же в Сибирь повезут! И надолго! Так что берите самые теплые вещи, какие у вас есть, и деньги с драгоценностями.И, конечно, еды побольше, что найдете.
|
Гурфель Талла и Бенор. Исход. 70е гг 20 в. | В апреле 1973 года мы подали заявление на выезд (для подачи нужна была характеристика с места работы, а для ее получения необходимо было проработать не менее полугода.) Сразу же почувствовали разницу между Эстонией и Россией: никого из нас с работы не уволили. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий